IT-компании запускают бизнесы в офлайне: зачем им это нужно
Российские технологические компании бросают вызов игрокам из ретейла, индустрии кино, перевозки пассажиров и других офлайн секторов. За последние несколько лет IT-гиганты вроде «Яндекса», Mail.ru Group и Сбера стали продавать продукты, снимать сериалы, предоставлять услуги такси и каршеринга. Это плата за высокую конкуренцию и сбор данных своих пользователей, считают аналитики.
Интернет-компании будут продолжать расширять свой бизнес в офлайне, прогнозируют аналитики Goldman Sachs (GS) в записке для инвесторов «On the verge of digitalization of the economy» (есть у Forbes). Технологические игроки по всему миру уже пошатнули позиции нескольких офлайн бизнесов: этот тренд заметен в России и будет усиливаться, особенно, в электронной коммерции (e-grocery) и финтехе, отмечают авторы записки.
Какие традиционные ниши заняли российские интернет-компании и почему они были вынуждены это сделать?
Такси и общественный транспорт. «Яндекс» # 44 уже подорвал рынок такси, в некоторой степени общественного транспорта и владения личным автомобилем, указывают аналитики GS. С 2011 года «Яндекс» начал развивать мобильный агрегатор «Яндекс. Такси», а в 2015 году приобрел разработчика софта для таксопарков «Рос.Такси». В 2017 году «Яндекс» объединился с Uber, а в 2021 году купил часть активов такси «Везет». Осенью 2017 года компания запустила свой каршеринговый сервис «Яндекс.Драйв», парк которого насчитывает 16 000 автомобилей на сегодняшний момент.
На рынок такси вышли и Mail.ru Group # 116 со «Сбером», которые владеют по 45% совместного предприятия «O2O Холдинг»: в него входят сервис заказа такси «Ситимобил» — игрок номер два на российском рынке, и каршеринг YouDrive.
IT-компании идут в финтех: смогут ли они конкурировать со «Сбером» и «Тинькофф»
Ретейл. В последние несколько лет «Яндекс.Еда», Mail.ru Group и Сбербанк зашли в сегмент онлайн продовольственных магазинов, бросив вызов традиционным ретейлерам, указывают аналитики GS. «Яндекс» начал развивать этот бизнес с покупки сервиса доставки еды из ресторанов Foodfox в 2017 году. В 2019 году у компании появился сервис доставки продуктов за 15 минут «Лавка». На этом рынке продуктовым магазинам составляют конкуренцию и Mail.ru со «Сбером». В СП компаний входит сервис быстрой доставки продуктов «Самокат» и сервис доставки еды из ресторанов Delivery Club.
Теле- и киноиндустрия. «Сбер» и «Яндекс» запустили собственное производство контента и зашли на рынок телевидения и кинотеаторов. «Яндекс» в 2013 году купил сервис «Кинопоиск» за $80 млн: к новостям, рейтингам и информации о кинопремьерах на этом ресурсе IT-гигант добавил онлайн-кинотеатр. Сейчас у «Яндекса» 10 собственных сериалов, производство которых компания запустила в 2019 году.
В 2020 году единственным владельцем Rambler Group стал «Сбер». Банк купил Rambler ради видеосервиса Okko, который можно монетизировать, говорили источники Forbes. Собственный контент онлайн-кинотеатр начал производить одновременно с «Кинопоиском» — сейчас у Okko три оригинальных сериала.
Принадлежащий АФК «Системе» мобильный оператор МТС в 2020 году объявил, что займется производством сериалов вместе с продюсерской компанией Александра Цекало «Среда». Вскоре также состоялась премьера мюзикла «Шахматы», в который инвестировало подразделение МТС.